Главные вкладки

    Проект "В мастерской волшебника"
    проект (средняя группа)

    Метод экспериментирования создает необходимые условия для активного познания, открытия ребенком новых знаний об окружающем мире.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_masterskoy_na_sayt.docx143.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Презентация проекта «В мастерской волшебника »

    Тематический «День Земли»

    22.04.2018г.

    Подготовила: воспитатель – Столярова Светлана Владимировна в.к.к.

    (МДОУ детский сад № 28 « Ласточка» )

    C:\Users\ПК\Desktop\BSMM4795.JPG

    «Оставляйте всегда что-то недосказанное,

     чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

     возвратится к тому, что он узнал».

     Сухомлинский В.А

    Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Развитие познавательной активности у детей – вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Игра – основной, ведущий вид детской деятельности, в процессе которой ребёнок познаёт свойства окружающих предметов, учится жить в мире этих предметов, познает способы взаимодействия с окружающими людьми. Игра связана с экспериментированием. На первый взгляд, это абсолютно разные виды деятельности дошкольников. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов.

     Но между игрой и экспериментированием нет противоречий: они дополняют друг друга. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе опытов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

    Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

    Участники проекта: дети средней группы, педагоги ДОУ, родители, воспитатели, социальные партнеры.

    Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май).

    Проблема: ослабевающий интерес детей к экспериментированию и окружающим их природным явлениям и стихиям.

    Предполагаемый результат

    • Для детей: Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой;
    • Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.

    Сотрудничество с родителями:

    • консультации, памятки, буклеты по теме проекта;
    • родительская конференция «Юные исследователи»;
    • анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье»;
    • Родительский клуб на тему «Как мы экспериментируем дома»;
    • Родительский клуб на тему «В исследовательской лаборатории Почемучкина»;
    • Родительский клуб на тему «Учимся экспериментировать простым способом»;
    • портфолио «Экспериментируем всей семьей».

    Сотрудничество с социальными партнерами: педагог по изодеятельности, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.

    Предварительная работа:

    1. разработан перспективный план работы с детьми в образовательной, совместной деятельности, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах по проекту;
    2. разработан перспективный план по взаимодействию с родителями по проекту;
    3. подбор информации для оформления родительского уголка (памятки, консультации, буклеты, рекомендации).

    Материально – техническая база:

    1. уголок экспериментирования в групповой;
    2. видеотека: видеозаписи экспериментов и опытов;
    3. презентации по проекту;
    4. фонотека: музыкальное сопровождение экспериментов и опытов.

    Методическое обеспечение:

    1. демонстрационный материал: иллюстрации;
    2. тематические картотеки: «Стихи», «Загадки», «Пальчиковые игры»; дидактические и словесные игры.
    1. ОСЕНЬ

    Сентябрь месяц «Рассыпной песок»

    Мероприятие

    Форма работы

    Ответствен.

    Взаимодействие с родителями

    Беседа с детьми

    «Где используют песок?»

    Групповая работа

    Презентация

    Воспитатель

    «Родительская конференция»

    - познакомить с проектом;

    - разъяснить основные цели проекта;

    - привлечь к совместной реализации проекта;

    - анкетирование «Детское экспериментирование в семье».

    «Путешествие к Песочной феи»

    (знакомство с особенностями песка, свойствами)

    Групповая работа

    Беседа

    Презентация

    Воспитатель

    «Создатели песчаных книги» (создание картин из цветного песка)

    Творческая мастерская

    Индивидуальная работа

    Беседа

    Воспитатель

    Лаборатория для детей (Исследовательская деятельность: опыты и эксперименты с песком)

    Работа подгруппами

    Лаборатория для детей

    Воспитатель

    Октябрь месяц «Воздух вокруг нас»

    Беседа с детьми

    «Воздух – наше все»

    Групповая работа

    Презентация

    Воспитатель

    - индивидуальные беседы по реализации проекта «Юный

    Исследователь»;

    - консультация «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка».

    «Свежий воздух»

    (знакомство с особенностями воздуха, свойствами)

    Групповая работа

    Беседа

    Презентация

    Воспитатель

     «Смешные мордашки»

    (Надувание шариков»

    Индивидуальная работа

    Беседа

    Воспитатель

     Лаборатория для детей (Исследовательская деятельность: опыты и эксперименты с воздухом)

    Работа подгруппами

    Лаборатория для детей

    Воспитатель

    Ноябрь месяц «Могучий ветер»

    Беседа с детьми

    «Могучий ветер»

    Групповая работа

    Презентация

    Воспитатель

    - квартальный отчет в социальных сетях на страничке группы о реализации проекта;

    - родительский клуб на тему «Как мы экспериментируем дома»;

    - консультация «Научите ребенка любить живую природу».

    «Ветер, ветер, ты могуч!»

    (показать роль ветра в природе и жизни людей)

    Групповая работа

    Беседа

    Презентация

    Воспитатель

     «Вертушки»

    (Изготовление из бумаги вертушек)

    Творческая мастерская

    Групповая работа

    Беседа

    Воспитатель

     Лаборатория для детей (Исследовательская деятельность: опыты и эксперименты с ветром)

    Работа подгруппами

    Лаборатория для детей

    Воспитатель

    ЗИМА

    Декабрь месяц «Волшебница вода»

    Беседа с детьми

    «Круговорот воды в природе»

    Групповая работа

    Презентация

    Воспитатель

    - памятка «Помните, экспериментируя!»;

    - консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

    «Ходят капельки по кругу»

    (знакомство с особенностями воды, свойствами)

    Групповая работа

    Беседа

    Презентация

    Воспитатель

     «Живая радуга»

    (Создание картин на воде)

    Творческая мастерская

    Групповая работа

    Беседа

    Воспитатель

     Лаборатория для детей (Исследовательская деятельность: опыты и эксперименты с водой)

    Работа подгруппами

    Лаборатория для детей

    Воспитатель

    Январь месяц «Снег и лед – это тоже вода»

    Беседа с детьми

    «Лед и снег»

    Групповая работа

    Презентация

    Воспитатели

    - родительский клуб на тему «В исследовательской лаборатории Почемучкина»;

    - рекомендации для родителей «Экспериментируем дома».

    «Зимние забавы»

    (знакомство с особенностями воды, свойствами)

    Групповая работа

    Беседа

    Презентация

    Воспитатели

     «Цветные сосульки»

    (Изготовление цветных сосулек)

    Творческая мастерская

    Групповая работа

    Беседа

    Воспитатель

    Родители

     Лаборатория для детей (Исследовательская деятельность: опыты и эксперименты со льдом и снегом)

    Работа подгруппами

    Лаборатория для детей

    Воспитатель

    Февраль месяц «Солнышко и свет»

    Беседа с детьми

    «Солнце, солнечные лучи, свет»

    Групповая работа

    Презентация

    Воспитатели

    - квартальный отчет о реализации проекта в социальных сетях на страничке группы;

    - консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».

    «Такие одинаковые, и такие разные»

    (знакомство с особенностями солнца, солнечных лучей и света, их свойствами)

    Групповая работа

    Беседа

    Презентация

    Воспитатели

     «Солнечные зайчики»

    (Учимся делать солнечных зайчиков)

    Творческая мастерская

    Групповая работа

    Беседа

    Воспитатель

    Родители

     Лаборатория для детей (Исследовательская деятельность: опыты и эксперименты с солнечными лучами и светом)

    Работа подгруппами

    Лаборатория для детей

    Воспитатель

    ВЕСНА

    Март месяц «Чудеса растений»

    Беседа с детьми

    «Растения – это живое»

    Групповая работа

    Презентация

    Воспитатели

    - индивидуальные беседы по реализации проекта «Юный

    Исследователь»;

    - стенгазета «Юные исследователи».

    «Хитрые семена»

    (знакомство с особенностями семян, что они любят и не любят)

    Групповая работа

    Беседа

    Презентация

    Воспитатели

     «Вырасти цветочек»

    (Посадка семян, наблюдение за ними, ухаживание)

    Творческая мастерская

    Групповая работа

    Беседа

    Воспитатель

    Родители

    Апрель месяц «Кладовая почва»

    Беседа с детьми

    «Земля – это почва»

    Групповая работа

    Презентация

    Воспитатели

    - родительский клуб на тему «Учимся экспериментировать простым способом».

    «Удивительная почва»

    (знакомство с особенностями почвы, свойствами)

    Групповая работа

    Беседа

    Презентация

    Воспитатели

     «Субботник»

    (Участие детей в уборке территории сада)

    Групповая работа

    Беседа

    Воспитатель

    Родители

     Лаборатория для детей (Исследовательская деятельность: опыты и эксперименты с почвой)

    Работа подгруппами

    Лаборатория для детей

    Воспитатель

    Май месяц «Волшебные камни»

    Беседа с детьми

    «Камни – это?»

    Групповая работа

    Презентация

    Воспитатели

    - отчет о реализации проекта

     презентация проекта «Юные исследователи»;

    - портфолио «Экспериментируем всей семьей».

    «Большие, большие камни…»

    (знакомство с особенностями камней, свойствами)

    Групповая работа

    Беседа

    Презентация

    Воспитатели

     «Скалы»

    (Изготовление аппликации из маленьких камней»

    Творческая мастерская

    Групповая работа

    Беседа

    Воспитатель

    Родители

     Лаборатория для детей (Исследовательская деятельность: опыты и эксперименты с камнями)

    Работа подгруппами

    Лаборатория для детей

    Воспитатель

    Заключительный этап:

    • оформление результата проекта в виде презентации;
    • создан центр экспериментирования «В мастерской волшебника»;
    • изготовлен альбом с иллюстрациями: «В мастерской волшебника»

    Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

    Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! 

            Список литературы:

    1.Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/сост. Нищина Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017

    2.Экспериментальная деятельность в ДОУ.- М.: ТЦ СФЕРА, 2012.

    3.Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017

    Приложение 2

    Мониторинг реализации проекта

    Диагностический инструментарий

    Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам и родителям:

    Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов

    1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:

    Что ты знаешь о воде?

    Какую форму, запах, цвет имеет вода?

    Для чего нужна вода в жизни животных и растений?

    Где используется вода человеком?

    2. Серия вопросов о снеге:

    Что ты знаешь о снеге?

    Какую форму, запах, цвет имеет снег?

    Откуда появляется снег, почему?

    Какое значение имеет снег для жизни растений, животных?

    Для чего нужен снег человеку?

    Чем отличается вода от снега?

    Что быстрее тает лед или снег?

    Чем отличается вода ото льда, вода от снега?

    Что общего у снега и льда? Воды и льда?

    3. Серия вопросов о льде:

    Что такое лед?

    Для чего нужен лед?

    Какую форму, запах, цвет имеет лед?

    Что быстрее тает лед или снег?

    Что общего у снега и льда? Воды и льда?

    4. Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды:

    Что такое пар?

    Что ты знаешь о паре?

    Имеет ли пар запах, форму, цвет?

    5. Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры:

    Что происходит с водой на морозе? Почему?

    Снег может во что-нибудь превращаться? От чего это зависит?

    Что происходит со льдом в комнате? Почему?

    Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть?

    Во что превращается вода при кипении?

    6. Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка.

    Из чего состоит песок?

    В каких местах можно обнаружить песок?

    Почему говорят, что песок сыпучий?

    Что легче высыпать песок или глину?

    Как выглядят песчинки?

    Чем песчинки похожи, а чем отличаются?

    Что происходит с песчинками, когда дует ветер?

    Почему песок рыхлый?

    В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый?

    Что можно сделать из влажного песка?

    Вопросник для детей после проведения опытов с землей.

    Есть ли в почве воздух? Как доказать?

    Где больше воздуха в рыхлом или влажном комочке земли? Объясните.

    В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

    Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется.

    На газонах можно увидеть табличку, призывающую не ходить по ним, но люди часто не соблюдают эти призывы. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

    Какую почву для дома выбирает червячок (вблизи или вдали жилья человека) Почему? Объясни.

    Приложение 3

    Консультация для родителей

    «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

    Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

    Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

    В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

    Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

    Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

    Вот несколько советов для родителей по развитию посково-исследовательской активности детей.

    Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

    Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

    Поощрять любознательность, которая порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.

    Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

    Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.

    Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

    Если у вас возникают необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

    Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

    С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

    Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

    Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

    Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

    «Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам!» Ральф У. Эмерсон

    Консультация для родителей

    «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

    Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

    Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

    Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

    Например:

    Что быстрее растворится:

    - морская соль

    - пена для ванны

    - хвойный экстракт

    - кусочки мыла и т.п.

    Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

    Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

    Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

    Домашняя лаборатория.

    Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

    1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

    2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

    3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

    4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

    5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

    Помните!

    При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

    Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста

    «Спрятанная картина»

    Цель: узнать, как маскируются животные.

    Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

    Процесс:

    Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге.

    Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

    Итоги: Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

    «Мыльные пузыри»

    Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

    Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

    Процесс:

    Наполовину наполните чашку жидким мылом.

    Доверху налейте чашку водой и размешайте.

    Окуните соломинку в мыльный раствор.

    Осторожно подуйте в соломинку

    Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

    Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома

    Тема: «Лед – вода»

    Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно провести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.

    Тема: «Твердое – жидкое»

    При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.

    Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше (лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке), лед твердый и превращается в воду.

    Тема: «Жидкое – твердое»

    Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина.

    Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».

    Тема: «Испарение»

    Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).

    Проведите опыт по испарению капельки одеколона (духов): капните немного на блюдце, понаблюдайте с ребенком за уменьшением объема капли. Предложите ребенку зарисовать фазы испарения: начало (исходная каплю), промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла).

    Тема: «Выпаривание соли»

    Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).

    Затем возьмите кастрюлю, вылейте в нее соленую воду из стакана и поставьте на огонь. Понаблюдайте за процессом испарения воды и образования соли. Предложите зарисовать процесс испарения воды: первая фаза (кастрюля с соленой водой), вторая фаза (кипение воды), третья фаза (кастрюля без воды, но с солью).

    Тема: «Конденсация»

    Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой).

    Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.

    Тема: «Свойства веществ»

    Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д.

    Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.

    Тема: «Воздух и его свойства»

    Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку – свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и наблюдайте за тем, как из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушки.

    Тема: «Воздух вокруг нас»

    Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.

    Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты.

    Тема: «Два апельсина»

    Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

    Тема: «Плавание тел»

    Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы. Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик-мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду. Перед купанием ребенка в ванной обратите его внимание на уровень воды перед погружением – можно отметить уровень воды кусочком пластилина; после погружения уровень воды поднимается.

    Тема: «Секретное письмо»

    Поиграйте с ребенком в сыщиков, которые нашли важные улики - таинственные послания. Напишите друг другу зашифрованные письма. Сделать это можно несколькими способами:

    Вариант 1. Возьмите лист белой бумаги, обмакните тонкую кисточку в молоко и напишите послание. Написанное обязательно должно просохнуть! Затем подержите лист над паром или просушите его утюгом.

    2. Выдавите лимонный сок. Это и будут ваши симпатические чернила. Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточку в сок и напишите вашу шифровку. Чтобы ее прочитать, необходимо слегка намазать йодом строчки.

    Тема: Разный «характер» у яиц

    Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести (не все взрослые это могут понять). Попробуйте объяснить, что в вареном яйце (оно твердое) есть постоянный центр тяжести (как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.

    Тема: «Чистый лед»

    Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода.

    Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.

    Тема: «Снежные цветы»

    Вам потребуется: соломинка, мыльный раствор.

    В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах.

    Можно также показать ребенку, как образуется иней - в холодную погоду вынести на улицу чашку кипятка и прикрыть ее металлической пластиной (или простой крышкой от кастрюли). Осевшие на крышке капельки пара замерзнут и превратятся на морозе в иней.

    Тема: «Куда делась вода?»

    Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик, завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком или почитайте ему. Через 20-30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же делась вода?

    Повторите этот опыт еще раз, но только не уходите на этот раз из панны, а посмотрите, кто выпустил всю воду. Увидели? Теперь давайте разберемся, как это произошло.

    Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но ведь утонуть он не может), он поднимается вместе с водой до критического уровня, а потом выдергивает пробку.

    Подскажите ребенку: «Теперь, если будешь проделывать этот опыт каждый раз, готовясь мыться в ванне, можешь не беспокоиться, что вода перельется через край».

    Консультация «Научите ребенка любить живую природу»

    В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.

    Много конкретных и доступных знаний приобретает ребенок, наблюдая работу старших на участке и принимая в ней посильное участие. Так в процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, например, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются в тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные знания о живой природе. Именно такой путь познания окружающего и является основой умственного развития дошкольника.

    Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки.

    В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ.

    Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.

    Источники этих знаний - художественная литература, рисунки, диафильмы, а самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д.

    Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными.

    Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

    Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

    Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»

    Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять  геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественному и ручному труду «МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ»

    Дополнительная программа по художественному и ручному труду, расчтана на три возрастных группы (среднюю, старшую, подготовительную). Кружковая работа проводится во вторую половину дня, материал подобр...

    Модельная дополнительная общеразвивающая программа кружка «Мастерская маленьких волшебников» по аппликации/лепке для детей дошкольного возраста

    Модельная дополнительная программа кружка "Мастерская маленьких волшебников" по аппликации/лепке для детей дошкольного возраста...

    Рабочая программа кружка "Мастерская волшебников" на 2018-2019 учебный год

    Программа кружка направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов...

    Программа кружка оригами «Мастерская волшебников»

    Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движени...